01.10.2013

Интервью Генерального Директора компании «НПО Аналитика» для Adam Smith Conferences

Уникальное решение нового поколения для анализа поведения посетителей — беспроводная аналитика — позволяет дать ответы на множество вопросов, которые в онлайн-мире давно решены, например, с помощью GoogleAnalytics. Решение просто в установке и позволяет отслеживать поток посетителей как внутри помещения, так и вокруг него. Все данные доступны в любое время и где бы Вы ни находились, так как решение имеет облачную структуру, и все аналитические отчёты доступны с помощью обычного веб-браузера. Решение беспроводной аналитики применимо для анализа поведения посетителей розничных магазинов, торговых центров, выставочных комплексов, а также в других областях.

Приводим интервью Генерального Директора компании «НПО Аналитика» для Adam Smith Conferences, также опубликованное на сайте http://www.adamsmithconferences.com/appdata/downloads/fashion-retail-russia/ru_интервью.pdf

Adam Smith Conferences: Беспроводная аналитика – совсем новый для российского ритейла вид аналитики. Чем вызвано Ваше решение заниматься этой темой?

Михаил Могилевский: Последние несколько лет, посвящённые внедрению различных систем класса Business Intelligence в ритейле, дали толчок задуматься о том, какого типа данных не хватает не просто в анализируемых системах, а у ритейлеров вообще. Мощнейшими и иногда очень дорогостоящими инструментами анализируется достаточно подробно всё что угодно: продажи, логистика, оборачиваемость, сезонность, склады, взаимоотношения с поставщиками, но в изучение поведения посетителей — тех, кто и приносит все эти деньги розничным сетям – вкладывается до смешного мало усилий. Это происходит, скорее, не из-за нежелания этим заниматься, а из-за понимания того, что все опросы, будь то опросы с листиком бумажки или опросы по смс, массированный обзвон колл-центром или анализ продаж по картам лояльности, всё это либо охватывает микроскопическую аудиторию, на основании мнения которой делать какие-либо выводы проблематично, либо имеет огромную погрешность, либо просто не учитывает именно поведенческую составляющую, принимая во внимание только монетарные параметры.

Анализ поведения посетителей на основе сигналов мобильных телефонов – так называемая “беспроводная аналитика” – это как раз возможность увидеть более точную и полную картину, понять происходящее в магазинах более глубоко, и, соответственно, возможность быстрее отреагировать на происходящее.

Adam Smith Conferences: Как именно Ваша компания производит мониторинг телефонов?

Михаил Могилевский: Во-первых, хочу отметить, что это не мониторинг телефонов, а сканирование пространства в торговой точке и вокруг неё на предмет обнаружения любых оснащённых WiFi устройств. Если посетитель придёт с портфелем, в котором между двумя iPad’ами будет лежать iPhone, то наша система насчитает троих разных посетителей – от этого никуда не деться.

Во-вторых, система Retail Instruments собирает только МАК-адреса, то есть уникальный идентификатор каждого устройства, который в отличие от номера телефона не является персональными данными. Затем эти данные обрабатываются и ритейлер видит только агрегированную статистику – собственно, поведение посетителей магазинов.

В каждой торговой точке устанавливается один или несколько сенсоров размером с мобильный телефон, подключаются к интернету и к питанию – всё, система готова к работе и сбору данных.

Adam Smith Conferences: Насколько репрезентативной является такая выборка?

Михаил Могилевский:Есть официальная статистика – от Nielsen Research, от мобильных операторов – которая говорит о том, что в среднем процент людей с постоянно включённым WiFi на смартфонах – от 20% до 60%. Судя по выполненным нами проектам, где мы имеем данные и от счётчиков посетителей, и от WiFi сенсоров, и можем судить о такой статистике, данные будут следующими: магазин на улице, в зависимости от удалённости от метро, популярности места и других параметров, показывает 15%-25% от общего числа, в торговых центрах ощутимо выше – 25%-55%. Если рядом есть кафе с постоянным Free WiFi, процент посетителей с постоянно включённым WiFi сильно увеличивается.

В любом случае, такая выборка достаточно репрезентативна для отслеживания изменений и понимания трендов, а также в десятки раз выше репрезентативности обычных опросов в магазинах, любых массированных “обзвонов” с помощью колл-центров. Также система Retail Instruments позволяет отслеживать многие параметры постоянно, в динамике, что невозможно сделать с помощью “обычных” инструментов.

Adam Smith Conferences: Зачем ритейлеру эти данные?

Михаил Могилевский: Текучка персонала в ритейле обуславливает постоянную необходимость в мониторинге и контроле работы торгового персонала, установлении KPI, сравнении рабочих смен/магазинов/групп магазинов, и т.д. Меняющиеся акции, сезоны, кампании, скидки вызывают необходимость в оптимизации выкладки и витрин.

Retail Instruments позволяет дать ответы оффлайн-ритейлу на множество вопросов: Сколько посетителей прошло мимо? Сколько времени покупатели проводят в Ваших магазинах? В какие дни лояльных посетителей больше? Какова привлекательность новой витрины — сумели ли Вы привлечь больший процент проходящих мимо? Сколько людей вышли без покупки? В онлайн-мире ответы на подобные вопросы даются с помощью Google Analytics или “Яндекс Метрика”. Данный продукт — принципиально новый инструмент для анализа работы торговой сети. Ритейлеру предоставляется возможность видеть более полную “картину мира”.

    2016. НПО Аналитика