Мобильные приложения для шопинга набирают все большую популярность, а производители одежды, обуви и аксессуаров учатся извлекать из этого максимальную пользу. Cмартфоны и планшеты с каждым месяцем все более прочно входят в нашу жизнь. Слишком много соблазна в привычке всегда иметь под рукой электронную почту, интернет-поисковик, навигатор, прогноз погоды, справку о пробках на дороге… и, в числе прочего, различные “помощники” для шопинга. Тем более что fashion-ритейлеры все более активно пользуются приложениями для мобильных устройств в качестве дополнительного канала продвижения своего бизнеса.
Образ человека, уткнувшегося в экран своего телефона, все увереннее претендует на звание символа нашего времени. Разработчики мобильных приложений ежедневно предлагают десятки новых сервисов, часть из которых быстро уходит в небытие, но наиболее полезные (или кажущиеся такими) уверенно набирают свою аудиторию. Одним из самых популярных шопинг-приложений в России является “Яндекс.Маркет”. Как и аналогичный интернет-проект, мобильная версия позволяет осуществлять поиск по расширенной базе онлайн-магазинов, в том числе демонстрируя разницу в цене на один и тот же товар у разных ритейлеров. Плюсы приложения для смартфонов заключаются в ряде дополнительных функций: например, можно просканировать штрихкод приглянувшейся юбки или сумки, чтобы проверить, не продается ли точно такая же в другом магазине на порядок дешевле.
Целый ряд мобильных приложений посвящен поиску распродаж и скидок. От “Купонатора” и “Биглиона” — уменьшенных версий популярных сайтов с купонами – до более специализированных вроде “Мода. Магазины одежды и обуви”. Самым популярным и полезным из них по праву считается Wizee: приложение работает в большинстве крупных городов России, выдает информацию о скидках и акциях в магазинах той или иной направленности, начиная от ближайших к местоположению смартфона. Кроме того (и это, возможно, главный источник популярности), в его памяти содержатся поэтажные планы всех основных торговых центров с названиями каждого магазина.
Мобильные приложения помогают мгновенно найти ответы на вечные вопросы любителей шопинга, такие как “А где тут поблизости магазины моей любимой марки?” (Foursquare, GPS Reminder, Walkby App и т.д.), “Какой размер мне взять?” (Sizer, помогающий вычислить размер по шкале любой страны) и даже “Где бы взять такое же платье, как на той девушке, что сидит напротив?” (новая разработка для iOS Asap54, осуществляющая поиск по интернет-магазинам на основе фотографии, аналогичный продукт сейчас тестирует европейский ритейлер Zalando). Безусловно, их растущая популярность несет постоянно увеличивающийся процент прибыли ритейлерам, особенно тем, кто ориентируется на молодых покупателей, неукоснительно верящих тому, что написано на экране их смартфона.
Свои мобильные приложения запускают и отдельные марки, торговые сети и онлайн-магазины. Крупные мультибрендовые интернет-ритейлеры создают практически полноценные версии своих сайтов в адаптированном варианте. В России по этому пути, следуя примеру международных гигантов, вроде Amazon, Ebay, Aliexpress, Zalando, уже пошли Lamoda, Wildberries, Sapato, Шмотер.ру и другие. В приложениях этих компаний можно задать много критериев для поиска нужной вещи (цвет, размер, высоту каблука, диапазон цены и т.д.), чтобы удобно пролистать красивые картинки, а потом быстро оформить заказ, так как программа синхронизируется с профилем на сайте и берет оттуда информацию о номере телефона и адресе доставки.
“Мобильное приложение Lamoda для смартфонов было высоко оценено российской аудиторией и профессионалами рынка, в частности Android-приложение было отобрано редакцией GooglePlay для рубрики “Google Play Picks”, a в российском Appstore приложение Lamoda внесено в специальную подборку лучших программ для шопинга в категории “Lifestyle”, — рассказывает CEO Lamoda Нильс Тонзен (Niels Tonsen). — На сегодняшний день через мобильные приложения Lamoda совершается около 12% всех заказов”. При этом, что интересно, аналитики компании, запустившей приложение для iOS в декабре 2013 года, а для Android – в феврале 2014, уже сообщают интересные статистические данные. Например, отмечаются различия в поведении пользователей различных операционных систем: обладатели iPhone в среднем чаще добавляют товары в Избранное, более длительно просматривают товары, при этом сумма чека в среднем на 12-15% больше чем для устройств, работающих на Android.
Помимо непосредственно каталога с товарами, ритейлеры используют мобильные приложения в качестве дополнительного канала коммуникации, в частности при помощи пуш-сообщений, информирующих о скидках и акциях. Для брендов и торговых сетей, работающих преимущественно в офлайн-пространстве, это нередко становится основной опцией. “Помимо того, что мобильные приложения позволяют быстро и удобно выбрать и купить товар, они, несомненно, приносят бизнесу и другую, не менее важную пользу, — считает Алексей Хохлов, генеральный директор ООО “Махуру”, разработавшего мобильные приложения для ряда российский ритейлеров, в том числе TimeCode, Art Cosmetics, DennyRose. — Она заключается в мгновенном информировании клиентов о новых товарах, акциях, скидках, распродажах, позволяет клиенту быстро обратиться в магазин, повышая лояльность. Офлайн-покупка может осуществиться импульсно после получения уведомления в приложении. Также человек может долго выбирать и сравнивать товары при помощи мобильного приложения, а затем также пойти и купить в магазин, и особенно это касается магазинов, связанных с модой, одеждой, красотой. Исходя из реальной практики, можно сказать, что приложение, представляющее собой красочный каталог дизайнерской одежды, может увеличить количество заказов на 15-17 %”.
Особенно активно пользуются новыми технологиями крупные торговые сети доступного и среднего ценового сегмента, по количеству скачиваний приложений лидируют международные Zara, Pull&Bear, H&M, Ecco, а также российские сети Befree, Oodji, Love Republic.
“Первое и самое важное, что должно отличать мобильное приложение от сайта — это скорость и плавность работы. Человек должен иметь возможность воспользоваться приложением везде — в пробке, за городом, в метро, даже если связь с Интернетом отсутствует. Для этого разрабатываются различные технологические решения быстрой и эффективной загрузки каталога товаров в приложение, не замедляющих работу, — рассказывает Алексей Хохлов. — Интерфейс мобильных приложений необходимо проектировать таким образом, чтобы человек получал всю важную информацию за минимальное количество действий. Например, если это сетевой магазин и люди часто используют приложение для того, чтобы найти ближайший пункт выдачи, карта с ними должна быть доступна максимум за два касания и иметь возможность в одно касание построить маршрут”.
Впрочем, мобильные приложения – далеко не единственный способ использовать технические особенности смартфонов в fashion-ритейле. Так, сигналы мобильных устройств, по которым давно вычисляется информация, к примеру, о пробках на дорогах, может быть использована и для сбора данных о посетителях торговой точки. В России уже несколько крупных сетей – Outlet Village Белая Дача, Savage, Motivi, Zarina, River Island, Tervolina – используют решение, разработанное петербургской компанией “НПО Аналитика”. Анализируя WiFi-сигналы смартфонов, программа может оценить в различных вариантах наложений порядка 20 показателей, среди которых: динамика общего потока проходящих мимо людей, доля зашедших в магазин, среднее время пребывания в магазине, уровень ушедших без покупки, количество, частота и давность повторных визитов и т.д. Кроме того, система позволяет “увидеть” пересечение аудитории для мультибрендовых ритейлеров, а также проанализировать показатели бенчмаркинга не только в среднем по данному ТЦ, но в отдельных случаях получить и среднее по индустрии.
“Для нас важно в деталях понимать тренды поведения посетителей наших салонов, — комментирует Алина Степанова, коммерческий директор Tervolina. — Мы хотим своевременно реагировать на изменения в поведении посетителей, которые возможно увидеть лишь с помощью систем класса беспроводной аналитики. Уверены, это позволит ощутимо повысить не только уровень обслуживания, но и эффективность сети в целом”.
Угнаться за развитием современных технологий непросто: что-то новое появляется в этой области буквально каждый день. Сложно предсказать, какие невероятные функции предложат разработчики смартфонов, скажем, через год. Но одно можно сказать точно: пренебрегать этим каналом коммуникации не стоит, так как по всем тенденциям, его популярность будет только расти.
Ekaterina Panteleeva, Скажи мне, где твой смартфон… : http://ru.pambianconews.com/shopping-apps/