Бум мобильных технологий, начавшийся с появлением смартфонов, развитием Wi-Fi и мобильного интернета, дал новые возможности не только их пользователям, но и бизнесам, предлагающим товары и услуги на потребительских рынках.
Бум мобильных технологий, начавшийся с появлением смартфонов, развитием Wi-Fi и мобильного интернета, дал новые возможности не только их пользователям, но и бизнесам, предлагающим товары и услуги на потребительских рынках. Карманный мобильный компьютер, всегда готовый подключиться к доступной беспроводной сети, и ставший дешевым каналом прямой коммуникации с покупателем, дал толчок развитию инструментов мобильного маркетинга и другим технологиям, которые в условиях «борьбы за покупателя» могут быть очень полезными розничным компаниям.
Не так давно появилось такое понятие как «беспроводная аналитика» и первые российские компании, предлагающие собственные инструменты на основе этой технологии. Одна из таких компаний «НПО Аналитика», с генеральным директором которой Михаилом Могилевским, нам удалось побеседовать.
ID Expert: Расскажите о своем продукте. Какие возможности он дает ритейлеру?
Михаил Могилевский: Компания «НПО Аналитика» является разработчиком решения Retail Instruments – передовой технологии по сбору информации о поведении людей в розничных магазинах и торговых центрах. Ключевых преимуществ можно перечислить несколько: «обогащение» существующих систем аналитики совершенно новыми данными, учитывающими характеристики поведения посетителей магазинов, доступность новой аналитики буквально через сутки после начала работы системы, и, конечно, простота внедрения.
Система представляет собой мощный инструмент поддержки принятия управленческих решений, основанный на анализе поведения посетителей не только одного конкретного магазина, а всей торговой сети. Новейшая разработка анализирует уникальные метрики, «увидеть» и собрать которые ранее не представлялось возможным.
Retail Instruments — это комплексное решение, способное обработать новую информацию и ответить на десятки вопросов ритейлеров: каков общий поток мимо магазина? Насколько эффективно было произведённое изменение витрины? Какова доля зашедших в магазин от общего потока? Каков процент ушедших без покупки? Сколько времени люди проводят в магазине? Как часто они возвращаются? Насколько эффективно работает персонал? Насколько эффективна была маркетинговая компания?
ID Expert: В чем заключается технология? Как она работает?
Михаил Могилевский: Технология проста – в каждой торговой точке устанавливается специальный сенсор, который «видит» все проходящие мимо устройства с активированным wifi. Сенсор размером с сотовый телефон, подключается в течение 10 минут, через час ритейлер уже получает доступ к статистике. Данные от сенсоров передаются в облако, обрабатываются, предоставляются в виде удобных и интуитивных отчётов.
Прежде всего, предлагаемое решение дает ритейлеру понимание полноценной картины происходящего. Система предлагает пользователю «многомерную» аналитику и возможность оценивать показатели операционной эффективности конкретного магазина на фоне показателей всей сети, проводить бенчмаркинг показателей эффективности по индустрии и относительно ТЦ, города или региона. Также есть возможность сравнивать аудитории разных брендов или групп магазинов.
Сегодня большинство ритейлеров пользуется обычными системами подсчета посетителей. Но простой подсчет вошедших в магазин людей не позволит узнать об изменениях внешнего потока людей, не даст информации о перемещении посетителей по разным зонам магазина, и так далее.
Немаловажным является тот факт, что мы предлагаем пользователю возможность самостоятельно собрать отчет из множества метрик, включая показатели: общий поток, доля зашедших, длительность, частота, давность визита, погода, данные о продажах, загрузка продавцов и многие другие. Также система может дать возможность фактически связать оффлайн и онлайн, совместно анализируя данные о поведении посетителей магазинов и сайта ритейлера, оценить взаимосвязь и влияние проводимых активностей.
ID Expert: Вы говорите об «инновационности» продукта. Что вы под этим подразумеваете? В чем ваша особенность? Почему ритейлеру выгодно сотрудничать с Вами? Существуют ли западные и отечественные аналоги такого продукта?
Михаил Могилевский: Инновационность продукта заключается в методе сбора данных – по сигналам мобильных телефонов. Ранее такие технологии не применялись, а сегодня это стало не только возможным, но и осмысленным, так как проникновение смартфонов достаточно велико (более 52%), и выводы, основанные на анализе такой репрезентативной выборки, будут иметь остаточные основания.
Подобные методы анализа поведения посетителей начали использоваться относительно недавно, но уже достаточно активно используются не только в fashion-ритейле, в сегментах БТиЭ, DIY, косметики, в сотовом ритейле, но и в торговых центрах, которым важно анализировать потоки посетителей не только с помощью простых счётчиков, но и намного более глубоко понимать поведение посетителей.
Аналогичные продукты — да, существуют, подобные компании начали появляться чуть более полутора лет назад. Из заметных западных аналогов можно, пожалуй, отметить только систему, сделанную в США. Остальные либо являются достаточно сырыми, либо не решившими некоторые технологические проблемы, либо это стартапы, о судьбе которых судить пока рано. В любом случае, НПО Аналитика – единственные, у кого есть немалое количество публичных референсов, в том числе с достаточно известными российскими ритейлерами.
Наша особенность – не только в полноте предоставляемого функционала, но и в возможности уже по многим ритейловым нишам предоставить бенчмаркинг — средние значения по индустрии; покрытие различных розничных магазинов в торговых центрах нашими сенсорами уже достаточно велико, чего нет ни у одного из конкурентов. Мы даём возможность постоянного бенчмаркинга по любой из характеристик эффективности.
ID Expert: Кто является вашими клиентами? Мы можем уже говорить о каких-то определенных результатах?
Михаил Могилевский: Разработанный нами продукт “Retail Instruments” был достаточно хорошо принят рынком. Многие наши Заказчики отмечают мощный функционал, понятную логику, простоту восприятия и возможности использования аналитики, а также простоту интеграции с любыми существующими BI-системами ритейлера. К настоящему моменту мы сотрудничаем с более чем двумя десятками розничных сетей, среди которых – Miroglio, River Island, Alba и Svetski, Терволина, сотовый ритейл, известные ритейлеры косметики, представители DIY-сегмента, и некоторые другие. Помимо этого, мы ведем достаточно большое количество пилотных проектов с несколькими известными сетями. Подавляющее большинство довольны результатами использования Retail Instruments и готовы применять его в своей операционной деятельности. Надо признать, что каждый Заказчик находит в нашей системе что-то специально «под себя», для некоторых самой болезненной проблемой является высокая текучка персонала, для кого-то – частая смены выкладки, для других – постоянные изменения витрины и реклама, и так далее. Система активно используется также для гармонизации арендных ставок в разных магазинах.
Презентацию решения компании «НПО Аналитика» можно послушать и задать вопросы Михаилу Могилевскому на Московском ID-Форуме 22 апреля 2014 года: http://www.id-forum.ru/conf2013/agenda/section/Mobilnye_tekhnologii_pryamogo_marketinga/
Источник: http://www.idexpert.ru/reviews/7458/